Что такое подзаконный акт какова иерархия подзаконных актов рф

Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения

Чернышева Т. М. Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11344/ (дата обращения: 21.03.2019).



В научной и учебной литературе подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый государственным органом на основе закона и закону не противоречащий.

«Подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его положений» [1, с.102].

Можно выделить следующие признаки подзаконных нормативных актов: основываются исключительно на законе, подзаконные акты сосредоточены на дополнение, разъяснение, изменение положений, сформулированных в законе.

Подзаконные акты могут быть приняты только с соблюдением установленной процедуры уполномоченным на то государственным органом, они могут быть приняты в пределах компетенции правотворческого органа и регулировать отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать определенным требованиям, предъявленным к их форме. [2, с.10]

Обратите внимание

На основе признаков подзаконного нормативного акта можно выразить его сущность. Под подзаконным нормативным актом понимают нормативный акт, который издается в соответствии с законом, уполномоченным на то органом, направленный на исполнение и развитие положений закона и регулирующий отдельные конкретные стороны общественных отношений.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той структуры, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих структур.

Однако встает вопрос: «Как соотносятся закон и подзаконный акт?». Соотношение закона и подзаконного акта базируется на верховенстве закона и тем самым сокращает сферу действия подзаконных актов [3, c. 347].

Существует общепринятая классификация видов подзаконных нормативных актов по юридической силе:

  1. Указы и распоряжения Президента РФ;
  2. Постановления Правительства РФ;
  3. Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами);
  4. Нормативные документы местных структур самоуправления;
  5. Локальные нормативные акты.

Как отмечает А. Б. Венгеров, существует проблема соотношения закона и указа. Эта проблема имеет длительную историю, она возникла в монархических формах правления, при конституционной монархии, как, например, соотношение указа императора и парламента» [5, c. 348]. И сегодня в научной литературе нет однозначного подхода к соответствию закона и Указа президента.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Из ст.

90 Конституции РФ можно выделить отличительные признаки нормативных указов Президента РФ: они не должны противоречить федеральным законам, однако имеют первенствующее значение по отношению к иным подзаконным актам.

Они содержат нормы права, при помощи которых регулируют различные сферы общественной жизни, носят обязательный характер. Следовательно, Указ президента — это правовой акт главы государства, который через него реализует свои полномочия.

Однако следует помнить о том, что в правовом государстве, каким является Россия, огромную роль играет принцип «верховенство закона» [2.с.23]. Это один из основных принципов правового государства, он означает не только обязательное исполнение закона, но и соответствие всех НПА актов закону.

В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ, между ними, несомненно, существует различие.

Считается, что указ — акт, который распространяется на более широкий круг правоотношений, а распоряжение — документ определенного предписания.

Важно

Обычно правотворческая деятельность президента РФ сопровождает наиболее важные вопросы управления государством. Указы президента обращены вопросам назначения на должность, присвоения звания и т. д.

Указы президента РФ часто являются правоприменительными актами, а отличие распоряжений Президента от указов относительно и это вопрос может рассматриваться в соответствии с каждым особенным случаем.

Таким образом, можно сформировать понятие указа президента нормативного характера.

Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, регулирующий различные сферы общественной жизни и носящий первенствующий характер по отношению к другим подзаконным актам, который включает в себя нормы права [3, с.348].

Следующим важным подзаконным актом, регулирующим правовую сферу общественной жизни являются постановления правительства РФ.

Главная цель издания таких подзаконных актов — это соблюдение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, все правительственные постановления содержат правовые нормы.

Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Исполнение данных подзаконных актов производиться только в пределах их полномочий и ведения России совместно с ее субъектами. В подзаконных актах правительства Росс можно выделить подзаконные федеральные акты.

Совет

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое значение (действуют только на лиц, работающих в данной отрасли).

В связи с межотраслевой направленностью министерств (ведомств) эти акты могут быть перенаправлены нескольким министерствам и могут регулировать межотраслевые отношения.

В структуру подзаконных актов РФ входят акты федеральных министерств и ведомств, они издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут содержать: нормативные документы, регулирующие наиболее важные вопросы работы федеральных органов исполнительной власти.

По Конституции, местные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы.

В частности, они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ). Однако следует отметить, что и в этом случае должен быть реализован принцип «верховенства закона».

В рамках своих полномочий, территориальные власти издают: распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления, акты законодательных структур, нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.

Вся современная структура права и соотношений подзаконных нормативных актов и законов обеспечивает лидерство закона и определенным образом сокращает сферу непосредственного регулирования подзаконных актов.

Если подзаконный акт издается с какими-либо нарушениями, это влечет за собой появление юридической коллизии, то есть, возникновение противоречий между подзаконными нормативными актами по одному и тому же вопросу.

Для устранения данной ситуации необходимо выполнить определенные действия:

– если нормативные акты были изданы одним и тем же органом, тогда в силу вступает последний принятый акт

– если акты были изданы разными органами, тогда в силу вступает тот, который был издан вышестоящим органом

– если такая ситуация возникает между специальным актом и общим актом, тогда в силу вступает специальный акт.

Литература:

  1. Сырых В. М. Теория государства и права. М.,2007- 344с.
  2. Улетова Г. Д. Источники исполнительного права: автореф. дисс. на соик. уч. степ. д-ра юрид. наук. М.,2007.- 38с.
  3. Венгеров А. В. Теория государства и права; Учебник для юридических вузов — М., 209. — 526с.
  4. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России //Материалы IV международной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы», Казань, 23–36 июня. 2016, — С.23–26.

Основные термины (генерируются автоматически): акт, подзаконный акт, указ президента, подзаконный нормативный акт, общественная жизнь, местный орган самоуправления, нормативный характер, государственный орган, правовое государство, специальный акт.

Рассмотрим такой вид подзаконных нормативных правовых актов как указы Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ).

Они как бы выбиваются из схемы «закон — подзаконный акт» и занимают в системе законодательства особое положение.

— на государственном уровне (Конституция РТ, законы и подзаконные актыуказы Президента РТ; постановления Правительства РТ; нормативные правовые акты министерств и ведомств); — на уровне местного самоуправления

на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные актыуказы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств)

Подзаконные нормативные правовые акты издавались, как и до принятия Свода, всеми высшими органами власти, а также некоторыми представителями местной администрации.

Обратите внимание

При коллизиях местных нормативноправовых актов приходится выяснять юридическую силу акта.

Кроме того, проектом предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изданию подзаконных нормативных правовых актов в…

Так на федеральном уровне подзаконные нормативноправовые акты представлены Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими подзаконными актами, а на региональном уровне — постановлениями областной Думы…

1) законы и подзаконные

во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций

Наряду с этим используется термин «подзаконное правотворчество», которым обозначают подготовку и принятие иных, помимо законов, нормативных правовых актов. Исключение делается для указов Президента Российской Федерации исходя из самостоятельности его…

Такие виды подзаконных нормативноправовых актов как постановление, инструкция, приказ, распоряжение и др., издаются с целью конкретизации и исполнения Федеральных законов, Указов Президента и Распоряжений Правительства РФ.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11344/

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первые две части можно прочитать здесь — «Что такое право?» и «Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права.

Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.

Читайте также:  Презентация бизнес-проекта: как подготовить

Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Важно

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы.

То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента.

Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Совет

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много.

Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Обратите внимание

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/pravovedenie_dlya_chajnikov__3_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava/42374

Подзаконные нормативно-правовые акты РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 11Следующая ⇒

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Не противоречат закону.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

  1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
  2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
  3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.
  4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
  6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
  7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

26.Действие нормативных актов во времени.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

— через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

— через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу;

— по истечении определенного указанного в другом законе времени после официального опубликования.

Прекращение действия нормативных актов:

  • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
  • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
  • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

— если указание на это имеется в самом акте;

— если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона» — юридическая норма, официально отменённая и прекратившая действовать, тем не менее, регулирует длящиеся общественные отношения до их прекращения, т.е. норма сама себя переживает.

27.Действие нормативных актов в пространстве, по кругу лиц.

Действие в пространстве:

— Принцип территориальности (нормативный акт действует на всей территории юрисдикции органа, его издавшего)

— Принцип экстерриториальности (распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции.

В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при рассмотрении юридического дела допускается применение иностранного законодательства.

Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий.)

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

· уровня государственного органа, принявшего данный акт;

· юридической силы акта.

· Нормативные акты распространяют свое действие:

· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

Читайте также:  Как продать фирму ооо без долгов

· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

· на территорию, указанную в самом нормативном акте;

· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Важно

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

28.Понятие, принципы, виды правотворчества. Правообразование и правотворчество.

Правотворчество — это деятельность уполномоченных на то субъектов правотворчества, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Признаки правотворчества.

· активная и творческая деятельность.

· деятельность компетентных субъектов, направленная на создание и совершенствование норм права.

· Субъекты: государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, а также народ в процессе проведения референдума.

· Осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами

· Результат правотворческой деятельности — правовые нормы (в нормативных актах, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах).

Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности:

· Принцип научности — подготовка и принятие проекта правового акта с участием представителей наук

· Принцип законности — строгий учёт иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов правотворчества и соблюдение процедурных правил.

· Принцип демократизма

· Принцип системности — строгий учёт системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.

· Оперативность правотворчества — своевременность

· Связь с практикой — выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать всё лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Процесс правообразования состоит из:

  • выявления в обществе потребности в урегулировании нормами права социальных отношений. (спонтанно, имеют значение степень остроты вопроса, его общезначимость и актуальность)
  • непосредственная правотворческая деятельность субъектов правотворчества.

Стадии правотворчества.

  • Определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта.
  • Принятие решения о подготовке правового акта.
  • Разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.
  • Подготовка проекта правового акта — разработчиком, рабочей группой, органом.
  • Предварительное рассмотрение проекта акта.
  • Общественное обсуждение проекта.
  • Официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур.
  • Принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4xce9.html

Классификация подзаконных актов

В современной России в зависимости от субъектов, издавших акт, выделяют федеральные подзаконные акты, подзаконные акты субъектов федерации, подзаконные акты муниципальных органов, локальные подзаконные акты.

I. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровнясущественно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе.

В их числе выделяются следующие.

1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации.

2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы (общеобязательные правила поведения). например, Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г.

«О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»; согласно Конституции РФ Президент может также принимать указы и распоряжения, не являющиеся нормативными правовыми актами.

К таковым относятся указы о назначении на должность или распоряжения о создании рабочих комиссий, выделении регионам средств и др.

3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни.

Например, Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы» (2003 г.).

решения Правительства РФ по оперативным (текущим) вопросам издаются в форме распоряжений — актов ненормативного содержания.

Совет

4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов.

Как правило, эти акты регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и соответствующих должностных лиц (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли).

Например, Приказ таможенного комитета Российской Федерации «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административные задержания» (2004 г.).

Вместе с тем министерства (ведомства) могут принимать акты межотраслевой направленности, адресованные нескольким министерствам (правовые акты Министерства финансов). Инструкции министерств, государственных комитетов, иных ведомств имеют нормативное содержание, регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

Ненормативные приказы, судя по названию, не содержат юридических норм, распространяются на конкретных лиц. Например, приказ о назначении на должность.

II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления республиканских правительств, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции и др.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, округов, городов федерального значения, автономной области, правительство регионов (если такое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций. Существенно следующее: в Уставах данных субъектов определяются и органы, принимающие подзаконные правовые акты, и название этих актов.

III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов. Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования.

Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением.

Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов местного самоуправления, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания.

Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты, называемые, как правило, решениями. Глава администрации муниципального образования издает постановления, имеющие нормативный правовой характер.

Распоряжения главы администрации не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам.

Иные должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы, а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления.

IV. Локальные нормативные правовые акты – акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением и деятельностью предприятия или учреждения.

Очевидно, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка. Их действие имеет правовое значение. Такие акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

Обратите внимание

Онипринимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами при рассмотрении юридических дел.

К локальным нормативным правовым актам также относятся:

— приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений. Посредством таких актов регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;

решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров совета директоров и т.п.).



Источник: https://infopedia.su/15x198c.html

Виды и нормы подзаконных актов на примерах

Добавлено в закладки: 0

Что такое акт подзаконный – это документ, который издается органом государственной власти, который в сравнении с законом имеет меньшую юридическую силу.

Термин можно применять не только к государственным актам – такие документы могут издавать также органы местного самоуправления. Различают некоторые разновидности подобных актов, зависимо от того, на какую территорию их действие распространяется, какие органы издают их.

Подзаконные акты не должны ни при каких условиях противоречить сущности законов, так как они являются по иерархии нижестоящими.

Рассмотрим, более детально, что значит акт подзаконный.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, который имеет более низкую юридическую силу, нежели закон.

Не стоит отождествлять только с государством, так как, к примеру, местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Нормативный подзаконный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, который основан на законе и не противоречит ему.

Виды и нормы подзаконного акта

Зависимо от органов, которые приняли нормативный подзаконный акт: ведомственные, общие, локальные, местные.

По области действия:

  • местные (действуют в отдельной местности)
  • общие (действуют на территории государства)
  • локальные (внутриорганизационные)
  • ведомственные (действуют внутри ведомств)
  • индивидуальные (выделяются при признании существования индивидуальных правовых норм, к примеру в коммуникативной теории права).

По издающим органам (в отношении системы нормативно-правовых актов России):

  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления администраций, государственных комитетов, Правительства Российской Федерации;
  • инструкции, приказы, указания и другие локальные ведомственные акты;
  • решения представительных органов местного самоуправления.

Коммуникативная теория выделяет также автономные внутригосударственные правовые акты (соглашения и договоры), как индивидуально-нормативные так и общенормативные и все индивидуальные гетерономные правовые акты.

Нормативный подзаконный правовой акт не должен противоречить закону, так как по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже, чем закон и является подзаконным актом, что необходимо понимать буквально.

Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина акт подзаконный, раскрыть его классификацию. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/akt-podzakonnyj.html

Иерархия федеральных законов и подзаконных

Нормативных правовых актов

Стремительное и масштабное развитие российского законодательства в последние годы привело к существенному обновлению его системы. Появились новые отрасли, подотрасли, институты.

Верховенство закона в правовой системе стало реальным явлением.

Вместе с тем между законами возникает немало противоречий, что осложняет процесс правотворчества и правоприменения и требует проведения системного анализа природы и видов приоритетов и коллизий в законодательстве[14].

«Иерархическую лестницу» нормативных документов выстраивает Конституция Российской Федерации, которая находится на высшем иерархическом уровне системы источников российского права. Верховенство Конституции РФ выте­кает из ч. 1 ст.

15, в которой говорится: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Российской Федерации.

Важно

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации является писаной и, с этой точки зре­ния, представляет собой единый нормативный правовой акт. Однако этот акт не является моноуровневым. Российская Конституция иерархична.

Она включает несколько уровней, находящихся по отношению друг к другу в ие­рархическом подчинении. В конституционном праве этот факт никем не оспаривается.

Вместе с тем, количество и состав иерархических уровней, выделяе­мых различными исследователями, различны.

По мнению В.А. Толстика иерархическая структура Конституции Российской Феде­рации состоит из трех иерархических уровней:

1-й уровень — глава 1 «Основы конституционного строя»;

2-й уровень — глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» и глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»;

3-й уровень — глава 3 «Федеративное устройство», глава 4 «Президент Рос­сийской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть» и глава 8 «Местное само­управление»[15].

Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совет

При этом частью 3 статьи 76 Конституции специально устанавливается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Под федеральными конституционными законами понимают осново­полагающие законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией в форме федеральных конституционных законов. Следовательно, следующую ступеньку иерархической структуры федеральных законов занимают федеральные конституционные законы.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы.

Вопрос о том, является ли данный перечень федеральных конституционных зако­нов, исчерпывающим или Федеральное Собрание Российской Федерации вправе, и по другим вопро­сам принимать федеральные конституционные законы, в литературе не имеет однозначного решения. Господствующей является первая точка зрения.

Ее разделяет подавляющее большинство ученых[16]. В подтверждение такой точки зрения обычно приводят положение ч. 1 ст. 108 Конституции, в соответствии с которым «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации».

Особый порядок принятия — неотъемлемый признак этого вида законов, но он не является решающим при определении их юридической силы.

Читайте также:  Что проверяет роспотребнадзор при плановой и внеплановой проверке

Фактически, в аналогичном порядке (более трех четвертей Совета Федерации и более двух третей Государственной Думы) может быть принят любой федеральный закон. Однако от этого он не станет федеральным конституционным законом.

Тако­вым может быть признан только тот закон, принятие кото­рого, причем в виде федерального конституционного закона, прямо предусмотрено Конституцией РФ.

Далее перейдем к рассмотрению иерархии собственно федеральных зако­нов.

Обратите внимание

Проблема иерархической зависимости между различными федеральными законами не имеет однозначного решения. На сегодняшний день можно констатировать существование двух полярных позиций.

С одной стороны, это позиция федерального законодателя, который признает иерархический приоритет одних федеральных законов по отношению к другим. Иную позицию занимает Конституционный Суд Российской Федерации, который такой приоритет отри­цает.

Представители науки тоже разделились на две группы. Одни поддержи­вают законодателя, другие — Конституционный Суд Российской Федерации.

Федеральный законодатель признает два вида иерархической зависимости между федеральными законами. Во-первых, это иерархический приоритет кодифицированных федеральных законов по отношению к некодифицированным федеральным законам. Во-вторых, приоритет федеральных законов, принятых на референдуме РФ по отношению ко всем иным федеральным законам, приня­тым Федеральным Собранием РФ.

Конституционный Суд РФ, напротив, отрицает возможность существования какой-либо иерархической зависимости между любыми федеральными законами.

То есть, он полностью игно­рирует не только доминирующую в юридической науке точку зрения о приори­тете кодифицированных актов над простыми, в тоже время он признаёт п. 2 ст.

3 ГК РФ, в котором прямо говорится, что «нормы гражданского права, со­держащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»[17].

Анализ федеральных законов, принятых в последнее время с наименовани­ем «кодекс», позволяет дифференцировать их на две группы. Первая — это те, в которых в той или иной форме предусмотрен их приоритет перед иными некодифицированными федеральными законами. Вторая группа кодексов такого приоритета не предусматривает.

Важно

Возникает вопрос, каким образом должен поступать правоприменитель в условиях, когда, с одной стороны, еще не принят закон о нормативных право­вых актах и, соответственно, отсутствует общая для всех кодексов (кодифици­рованных актов) формулировка об их приоритете перед иными актами соответствующего вида. С другой стороны, в самом кодексе (кодифицированном акте) нет указания на его приоритет перед другими актами? Думается, что в данном случае определяющим аргументом является отсутствие необходимого правово­го обоснования и, следовательно, для разрешения коллизии между противоре­чащими друг другу положениями нормативных актов должно применяться пра­вило «последующий закон отменяет предыдущий». Исходя из презумпции ком­петентности законодателя, можно предположить, что он намеренно не придал более высокой юридической силы кодифицированному акту.

Заслуживает внимания иерархия законов Российской Федерации В.А. Толстика:

1-й уровень — глава 1 Конституции Российской Федерации; 2-й уровень — главы 2, 9 Конституции Российской Федерации; 3-й уровень — главы 3,4,5,6,7,8 Конституции Российской Федерации, зако­ны о внесении поправок в Конституцию РФ; 4-й уровень — законы, принятые на референдуме; 5-й уровень — федеральные конституционные законы; 6-й уровень — федеральные кодифицированные законы (кодексы и др.); 7-й уровень — некодифицированные федеральные законы, которым зако­нодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам; 8-й уровень — федеральные законы, не имеющие приоритета перед други­ми законами[18].

Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов призваны подзаконные акты[19].

В юридической литературе справедливо отмечается, что, подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юри­дической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему.

Акт каж­дой «нижерасположенной» государственной инстанции должен не только на­ходиться «под» законом, но и соответствовать нормативным актам всех госу­дарственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государст­венной иерархии[20].

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются не только исполнительными, но и высшими представительными органами государственной власти.

Так, в соответствии с Конституцией РФ палаты Федерального Собрания РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) принимают постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению.

Из всех постановлений палат Федерального Собрания РФ нор­мативный характер могут носить лишь постановления Государственной Думы РФ по вопросам объявления амнистии. Все иные по­становления и Государственной Думы, и Совета Федерации являются право­применительными.

Совет

Таким образом, постановления Государственной Думы ФС РФ об объявлении амнистии занимают самостоятельную нишу в вертикальной структуре законодательства и в силу специфики предмета правового регулирования не должны вступать в иерархи­ческие коллизии с актами других органов.

Отличительной особенностью иерархической структуры значительной части федеральных подзаконных нормативных правовых актов является то, что ключевым фактором, оказывающим влияние на ее построение, является иерар­хия государственных органов. Все иные факторы применительно к данным ак­там имеют факультативное, вспомогательное значение. Посредством них ре­шаются вопросы иерархического «удвоения» того или иного уровня.

Президент Российской Федерации в иерархии исполни­тельных органов государственной власти занимает более высокое положение, чем Правительство Российской Федерации. Поэтому принимаемые им акты должны иметь иерархический приоритет перед актами, принимаемыми Прави­тельством РФ.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ «Президент Российской Федера­ции издает указы и распоряжения». Конституция Российской Федерации прямо не определяет круг вопросов, по которым Президент может издавать указы (за исключением издания указов о введении военного или чрезвычайного положе­ния), а по которым — распоряжения.

В настоящее время решению этой пробле­мы посвящено распоряжение Президента № 85-рп.

В соответствии с ним акты Президента нормативного характера, а также акты о назначении и освобожде­нии от должности руководителей центральных органов и иных структур систе­мы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении поли­тического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных и почетных званий, классных чинов, помиловании оформляются указами Президента. Решения Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента принима­ются в форме распоряжений.

В.О. Лучин и А.В. Мазуров считают, что указы Президента обладают большей юридической силой, чем его распоряжения. Возможные коллизии ме­жду указами и распоряжениями Президента должны решаться в пользу указов. Указы Президента могут вносить изменения и дополнения в его распоряжения, но не наоборот[21].

В соответствии с иерархией государственных органов на втором иерархическом уровне подсистемы федеральных подзаконных нормативных правовых актов находятся нормативные постановления Правительства Российской Федерации.

Обратите внимание

В части 1 ст. 115 Конституции РФ установлено, что Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. В Конституции РФ вопрос относительно нормативности этих актов прямо не решён.

Однако решение этой проблемы содержится в Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Рос­сийской Федерации», в котором предельно четко определено, что акты, имею­щие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Прави­тельства Российской Федерации[22]. Распоряжения как акты, не имеющие нормативного характера и не являю­щиеся источниками права, не относятся к подзаконным нормативным актам.

Теоретическое обоснование иерархического места нормативных постанов­лений Правительства РФ в подсистеме федеральных подзаконных нормативных правовых актов осуществляется посредством фактора — иерархия государст­венных органов.

Говоря о правовой форме выражения иерархической зависимости постановлений Правительства РФ, следует отметить, что в Конституции РФ нет прямого указания на то, что они не должны противоречить указам Президента РФ и законам, принимаемым на федеральном уровне.

Их подчиненное положение по отношению к указанным актам вытекает из двух иных взаимодополняющих друг друга формулировок Основного Закона. Во-первых, они принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (ч.

1 ст. 115). Во-вторых, постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 115).

Аналогичное положение содержится и в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23).

В литературе обоснованно отмечено, что из этих конституционных формул прямо вытекает подзаконность и даже «подуказность» постановлений Прави­тельства РФ[23].

Важно

При этом еще раз следует подчеркнуть, что подзаконность и подуказность актов Правительства РФ нельзя понимать таким образом, что данный орган ис­полнительной власти может издавать акты только по вопросам, уре­гулированным законом.

Подобное понимание подзаконности на практике при­ведет к чрезмерному сужению компетенции Правительства РФ, его прав на осуществление общего руководства исполнительной ветвью власти. Осуществ­ление функций Правительства немыслимо без его широкой самостоятельности в области подзаконного правотворчества.

На следующем иерархическом уровне находятся акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти (кроме актов Правительства РФ).

Вопросы определения структуры федеральных органов ис­полнительной власти регулируются непосредственно Конституцией Россий­ской Федерации (ст.

80, 83, 90, ПО, 112, 114 и 115) и на ее основе — Федераль­ным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента Российской Федерации, в частности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г.

№ 1142, которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименова­ний входящих в нее органов[24].

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти устанавли­вается статутными и тематическими федеральными законами, а также положе­ниями о соответствующих органах.

При этом положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президен­том РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правитель­ством РФ.

Соответствующими актами устанавливается и право каждого из федераль­ных органов исполнительной власти издавать подзаконные нормативные пра­вовые акты.

Совет

В настоящее время порядок подготовки таких актов регламентируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их го­сударственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 и соответствующими правилами, принимаемыми в каждом ведомстве.

Формула «на основе и во исполнение» является правовой формой выраже­ния иерархической зависимости актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти от всех вышестоящих актов.

Кроме того, в соответст­вии со ст.

12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» «Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполни­тельной власти или приостанавливать действие этих актов».

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что механизм использования юридических приоритетов в федеральном законодательстве служит важным средством предотвращения и устранения коллизий.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованны с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними.

Только единая, лишённая противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

Таким образом, нами предлагается следующая иерархия федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов:

1-й уровень — Конституция РФ;

2-й уровень — Федеральные конституционные законы;

3-й уровень — Федеральные законы. При этом приоритет имеют кодифицированные законы перед некодифицированными. А в случае возникновения противоречий между Кодексом и иными кодифицированными актами, приоритет имеет Кодекс;

Обратите внимание

4-й уровень — нормативные указы Президента и нормативные постановления Государственной Думы;

5-й уровень — нормативные постановления Правительства;

6-й уровень – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью федеративного устройства государства является двухуровневая система законодательства: федеральный и региональный уровни. Это в свою очередь предполагает наличие иерархической структуры законодательства субъектов Российской Федерации, которая также нуждается в научном исследовании.

Источник: https://pdnr.ru/a27270.html

Ссылка на основную публикацию